АУДИТ - СЕРВИС

... надёжность, проверенная временем.

Вопросы, связанные с соблюдением антитрестовского законодательства ч.1

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Понятие "охват рынка" включает в себя географические или территориальные аспекты. Чем больше стратегия распределения удаляется от интенсивного ее варианта, тем меньше посредников, продающих определенную торговую марку можно встретить на любой рассматриваемой территории. Агентства по надзору за соблюдением антитрестовского законодательства называют выборочную и эксклюзивную стратегии охвата рынка "территориальными ограничениями", поскольку эти стратегии используются поставщиками для ограничения количества посредников на определенной территории. Закрепление дистрибьюторов за определенными территориями является, в сущности, вознаграждением или территориальным "наделом", предоставляемым поставщиками, принявшими на вооружение выборочную или эксклюзивную стратегию охвата рынка, в обмен на обещание дистрибьютора усердно привлекать клиентов на выделенной ему территории.

Целью поставщика, устанавливающего территориальные и, как мы еще увидим, ряд других видов так называемых "вертикальных ограничений", является снижение конкуренции в рачках семейства торговой марки. Основной вопрос, возникавший в ходе многих судебных разбирательств, связанных с нарушением антитрестовского законодательства, заключался в следующем: действительно ли такие стратегии, существенно ограничивающие конкуренцию в рамках семейства торговой марки, способствуют (или по крайней мере не препятствуют) конкуренции между торговыми марками? Конкуренцию в рамках семейства торговой марки можно определить как конкуренцию между оптовыми или розничными торговцами одной и той же маркой продукции (например, Coca - Cola, Chevrolet или Apple). Конкуренцию между торговыми марками можно определить как конкуренцию между всеми поставщиками различных марок одного и того же основного вила продукции (например, марки безалкогольных напитков, автомобилей или персональных компьютеров). Причины, лежащие в основе ограничения конкуренции в рамках семейства торговой марки, состоят в том, что, защитив продавцов своей марки от конкуренции друг с другом, поставщик, по идее, повышает эффективность их деятельности по сравнению с эффективностью продавцов других марок. С точки зрения межорганизационного менеджмента, стремление ослабить конкуренцию в рядах семейства торговой марки для усиления конкуренции между торговыми марками выглядит вполне обоснованным. Предприниматель скорее согласится на конкуренцию продавцов своей марки с продавцами других марок, чем на "междоусобные войны" первых.

С точки зрения антитрестовского законодательства, территориальные ограничения могут принимать самые разные формы: от абсолютного ограничения действий продавца, целью которого является исключение самой возможности конкуренции в рамках семейства торговой марки, до "менее жестких" территориальных ограничений, направленных на ее предотвращение. Эти менее жесткие ограничения включают так называемые "зоны основной ответственности", соглашения о распределении прибыли и указание местоположения.

Абсолютное ограничение подразумевает обещание участника канала не заниматься продажей товара за пределами указанной территории. Нередко подобное обещание подкрепляется обязательством поставщика не продавать свою продукцию никому другому в пределах указанной территории. В тех случаях, когда абсолютное ограничение сочетается с эксклюзивным дистрибьюторством, соответствующая территория может рассматриваться как совершенно недоступная для других посредников. С другой стороны, создание так называемой зоны основной ответственности предполагает, что соответствующий участник канала сделает все от него зависящее, чтобы обеспечить максимально эффективное распределение товаров данного поставщика на вверенной ему территории. Неспособность дистрибьютора достичь установленных экономических показателей может привести к расторжению договора, однако этот участник каната имеет право заниматься продажей за пределами своей зоны, а другие оптовые и розничные торговцы могут продавать товар на его территории.

Соглашения о распределении прибыли требуют, чтобы участник канала, который продает товары потребителю, находящемуся за пределами отведенной ему территории, выплачивал компенсацию дистрибьютору, на территории которого находится этот потребитель. Подобная компенсация призвана, по-видимому, вознаградить этого дистрибьютора за его усилия по стимулированию спроса на вверенной ему территории и возместить затраты на предоставление услуг, на которых мог нажиться упомянутый участник каната. Наконец, указание местоположения определяет место для ведения коммерческой деятельности соответствующим участником канала. Этот вид ограничения используется для "размещения" торговых посредников на определенной территории, так чтобы каждый из них получил свой "естественный" рынок, состоящий из тех потребителей, которые находятся ближе всего к местоположению данного посредника. Однако этот продавец может продавать товар любому потребителю, временно находящемуся на его территории. Более того, ближайшие к нему потребители могут предпочесть других, более отдалённых торговцев.

Яндекс.Метрика