Маржинальный анализ как основа прогнозирования объемных и качественных показателей
Отправной точкой м.а. является деление затр. на постоянные и переменные .
Маржинальный Доход – это разница между выручкой и величиной переменных затрат . Может рассчитываться как в целом по организации так и по каждой продукц.
МД=N-Sпер
Рпрод(прибыль от продаж)=МД-Sпост =>Р=N-Sпер-Sпост
N-Sпер – маржинальный доход
МД=Q(Ред-Sпер)-Sпост=0
МД= кол-во продукции*(цена за ед. продукции-переменн.затраты на ед.продукции)-постоянные затраты = 0
Критическая точка или т. безубыточности - это минимально допустимый объем продаж (в нат. и стоимостн. выражении), который покрывает все затраты на изготовление продукции не принося при этом ни прибыли ни убытка.
BEP в ден.выражении = (Пост. затраты / Выручка – Переменн.затраты)* Выручка от реализации.
Важно знать не только минимально допустимую выручку от реализации в целом, но и необходимый вклад ,который должен внести каждый продукт в общую копилку прибыли (минимально необходимое кол-во продаж продукции каждого вида продукции). Для этого расчитвается точка безубыточности в натуральном выражении
BEP в натур.выраж = Постоянные затраты/ (Цена реализ.ед.продуции – Переменные затраты на ед.продукции)
Показать ухудшилось или улучшилось финансовое состояние п/п точка безубыточности может не всегда. Для ответа на этот вопрос используется запас финансовой прочности. Он показывает как близко предприятие подошло к границе, за которой начинаются убытки, т.е на сколько процентов может быть снижен объем реализации для сохранения безубытночности. (Если фактич. объем продаж ниже точки безубыточности, то «запас прочности» покажет на сколько процентов необходимо увеличить объем реализации для достижения безубыточности).
ЗФП(%) = (Выручка от реализации - Точка безубыточности)/Выручка от реализации
Запас финансовой прочности – разница между факт. выручкой и выручкой от продаж в точке безубыточности. Характеристику возможных темпов роста прибыли компании дает производственный (операционный) рычаг или производственный Леверидж. Онпоказывает насколько % вырастет прибыль от продаж при увеличении выручки от продаж на 1%.
Произв.рычаг = (Выручка-Переменн.затраты)/Выручка – Пост.затр – Перем.затр или
Произв.рычаг = МД/Прибыль
Чем больше производственный рычаг, тем быстрее предприятие может наращивать прибыль. Величину производственного рычага определяет структура затрат. Чем выше доля постоянных затрат в общих затратах компании, тем выше производственный рычаг (у предприятия с низким производственным рычагом в затратах преобладают переменные). Таким образом производственный рычаг это с одной стороны характеристика возможных темпов роста прибыли, а с другой – характеристика рисков потери этой прибыли. Формула расчета прибыли:
Прибыль = Совокупный м.д. – Совокупные. постоянные расходы
МД- Постоянн.расходы = Операц.прибыль (прибыль до налогообл)
М.д. на 1 ед. продукции *Объем реализации = Постоянные издержки
Критическая точка безубыточности = Постоянные затраты / (Доля МД/Выручка), где
Доля МД= МД/объем продаж