Система показателей рентабельности и их анализ
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы п/п в целом и доходность различных направлений его деятельности: основной и производственной, предпринимательской, инвестиционной. Они предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в предприятие. Низкая рентабельность означает, что организация зарабатывает прибыли неадекватно малые своему масштабу. (Под масштабом подразумеваются активы компании – совокупность зданий, земли, оборудования, средств, связанных в оборотных активах). Для низкорентабельных компаний становится вероятным сокращение, что может затронуть интересы как менеджмента, так и работников. Так же это недостаточное удовлетворение интересов собственников.
Основные достоинства показателей рентабельности:
1.Полнее чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к.их величина показывает соотношениение экономического эффекта с использованными ресурсами.
2. Их используют для оценки деятельности п/п.
3. Их используют, как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Рентабельность активов по чистой прибыли - независимо от источников их формирования показывает количество чистой прибыли (убытка), полученной на один рубль всех совокупных активов предприятия. Если показатель выше, чем процентная ставка на заемные средства, предприятию выгодно брать кредиты. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли - определяет эффективность использования средств собственников, вложенных в предприятие, позволяет сравнить эффективность собственного капитала с возможным доходом от вложения этих средств в другие предприятия (ценные бумаги).
Рентабельность активов по ЧП= ЧП/Суммарные активы
Рентабельность производственных активов по результатам от основной деятельности (ROI) - показывает, какую прибыль приносит каждый рубль, вложенный в производственные активы предприятия. ROI= Результат от осн.деят-ти/среднияя за период величина активов.
Рентабельность активов по прибыли до налогообложения - показывает количество прибыли, полученной на 1 рубль всех совокупных активов предприятия.
Условно все показатели рентабельности, рассчитываемые в финансовом анализе, можно подразделить на группы.
Основные группы показателей рентабельности:
Рентабельность экономическая = (Доходы до уплаты налогов (EBIT)/ Активы)*100%
1). Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов:
Rзатрат =(Чистая прибыль+Амортизация / Сумма всех затрат) * 100% - показывает, сколько п/п имеет прибыли с каждого рубля затраченого на производство и реализацию продукции.(в целом по п/п - (ф.2), по отдельным структурным подразделениям, в разрезе конкретных видов продукции)
2). Показатели, характеризующие рентабельность продаж: Коэффициент рентабельности продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля продаж. ROS = (Чистая прибыль / Выручка) * 100%
3). Показатели характеризующие доходность капитала и его отдельных частей
RСK,ЗК = ЧП / СК или ЗК * 100%
R ПРОИЗВОДСТВ КАП-ЛА = ЧП / ОПФ(ср.годовая) + ОбС + НМА
R АКТИВОВ = (ЧП/ Активы)*100%
Факторный анализ рентабельности:
Модель фирмы Дюпон. Коэф.рентаб.совокупн.капитала = рентабельность продаж*ресурсоотдача. В дальнейшем она была развернута в модифицированную факторную модель- изменения рентабельности СК.
Рентаб. СК= Рентабельность продаж*Оборачиваемость активов*Структура капитала. ЧП/СК= ЧП/ВР*ВР/А*А/СК
Она показывает зависимость показателя рентабельность СК от факторов, характеризующих факторы производственной и финансовой деятельности. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности п\п: первый фактор – Ф-2, второй – актив, третий – пассив баланса.