АУДИТ - СЕРВИС

... надёжность, проверенная временем.

Организация применяет УСН с объектом "доходы", заключила государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Результат работ по контракту передается заказчику. В приложении к государственному контракту "Структура контрактной цены" указана смета расходов с расшифровкой по статьям и прибыль, остающаяся у организации. При исполнении контракта у организации возникла экономия расходов, предусмотренных сметой, и прибыль увеличилась. Поступили денежные средства по контракту. Как отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Какую сумму указать в книге доходов? Является ли предусмотренная контрактом сумма целевым финансированием - необходимо ли отражать ее на счете 86?

1. Гражданско-правовое регулирование

Правовое регулирование выполнения научно-исследовательских работ (далее - НИР) осуществляется в соответствии с главой 38 ГК РФ, а в части, касающейся государственных и муниципальных контрактов - также в соответствии со ст.ст. 763-768 ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Кроме того, к нему применяются общие положения о договоре (ст.ст. 420-453 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
Цена в договоре на выполнение НИР включает компенсацию издержек исполнителя и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709, ст. 778 ГК РФ).
Обратим внимание, что согласно ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных этим федеральным законом.
Отметим, что в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Бюджетным законодательством регулируется предоставление бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд (ст. 69 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ)). Однако, как следует из вопроса, в рассматриваемом случае организация не относится к получателям бюджетных средств, к которым в соответствии со ст. 6 БК РФ могут относиться лишь органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенные учреждения (смотрите также письмо Минфина России от 27.10.2011 N 03-03-06/1/694). Соответственно, средства, предоставленные в целях оплаты государственного контракта, являются бюджетными ассигнованиями для заказчика по договору на выполнение НИР, а не для исполнителя. Также отметим, что эти средства не являются ни субсидиями (поскольку предоставляются не на безвозмездной и безвозвратной основе), ни бюджетными инвестициями (ст.ст. 78, 80 БК РФ). Для исполнителя указанные средства являются оплатой выполненных по договору работ (п. 1 ст. 424 ГК РФ), следовательно, их использование организацией, производящей работы, осуществляется в рамках исполнения гражданско-правовых, а не бюджетных обязательств.

2. Налогообложение

Согласно п. 1 ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается, в частности, выручка от реализации товаров (работ, услуг).
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (п. 2 ст. 249 НК РФ).
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп. 1 п. 1.1. ст. 346.15 НК РФ).
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Согласно этой норме к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами. Перечень видов имущества, относящегося к средствам целевого финансирования, определен названной нормой.
Согласно абзацу четырнадцатому пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ), на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов.
Государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (далее - государственные фонды) создаются в целях поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности посредством финансового обеспечения такой деятельности (п. 1 ст. 15.1 Закона N 127-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 15.1 Закона N 127-ФЗ государственный фонд осуществляет финансовое обеспечение научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, отбор которых осуществлен по результатам конкурса. Порядок и условия проведения конкурса определены пп. 5-9 указанной статьи.
Очевидно, что финансовое обеспечение указанных выше программ и проектов осуществляется в ином порядке и на ином основании, чем оплата работ по государственному контракту на выполнение работ для государственных нужд, заключаемому в соответствии с Законом N 94-ФЗ.
Иные виды целевого финансирования, перечисленные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, также не включают в себя оплату работ на выполнение НИР по государственному контракту.
Таким образом, для организации, применяющей УСН с объектом налогообложения "доходы", налоговая база, с учетом положения п. 2 ст. 249 НК РФ, должна определяться исходя из всех поступлений по контракту, в том числе связанных с оплатой расходов исполнителя (смотрите в связи с этим письмо Минфина России от 29.08.2011 N 03-11-06/2/123).
Согласно п. 2.4 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (утвержден приказом Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н), в графе 4 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы" Книги учета доходов и расходов отражаются доходы, в которые включаются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Следовательно, в рассматриваемом случае в графу 4 Книги учета доходов и расходов должны быть включены все поступления, связанные с расчетами за выполненные работы, в том числе обозначенные в контракте как прибыль исполнителя и как его расходы. Размер средств, фактически израсходованных исполнителем на выполнение работ, в связи с этим значения не имеет.

3. Бухгалтерский учет

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, счет 86 "Целевое финансирование" предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.
Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Счет 62 дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи" (если выполняемые работы относятся к основным видам деятельности организации) на суммы, на которые предъявлены расчетные документы, и кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п.
Как уже было отмечено выше, оплата работ по государственному контракту не относится к целевому финансированию.
В рассматриваемой ситуации учет расчетов с заказчиком по государственному контракту на выполнение НИР должен производиться в общем порядке, установленном для отражения расчетов с заказчиками, то есть с использованием счета 62. Источник

Tags: гражданско  правовое  регулированиеправовое  регулирование  выполнения  научно  исследовательских  работ  далее  нир  осуществляется  соответствии  главой  части  касающейся  государственных  муниципальных  контрактов  федеральным  законом  размещении  заказов  поставки  товаров  выполнение  оказание  услуг  нужд  закон  нему  применяются  общие  положения  договоре  договору  исполнитель  обязуется  провести  обусловленные  техническим  заданием  заказчика  научные  исследования  опытно  конструкторских  технологических  разработать  образец  нового  
Яндекс.Метрика