АУДИТ - СЕРВИС

... надёжность, проверенная временем.

Юридическое лицо занимается организацией перевозок грузов автомобильным транспортом. Для осуществления автомобильных перевозок привлекаются сторонние перевозчики. Стоимость услуг сторонних перевозчиков учитывается в составе затрат. Клиентам, для которых организуются услуги автодоставки, предъявляется стоимость перевозки в полном объеме от своего имени по собственным расценкам (то есть с клиентами заключаются только договоры перевозки, а не договоры транспортной экспедиции). Достаточно ли для налогового учета расходов на автодоставку оформления транспортной накладной, введенной постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, не оформляя товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т?"

В ответе мы исходили из ситуации, что Вашей организацией заключаются только договоры перевозки. Тем не менее, по нашему мнению, документальное оформление будет аналогичным и при заключении организацией договоров транспортной экспедиции (т.е. когда Ваша компания выступает экспедитором, т.е. самостоятельно не перевозит груз, а заключает договор с перевозчиком и несет затраты на перевозку").

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При оказании услуг по организации перевозок автомобильным транспортом для подтверждения расходов на оплату услуг сторонней организации - перевозчика в целях налогообложения прибыли, на наш взгляд, следует оформить как транспортную накладную, утвержденную постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее - Постановление N 272), так и товарно-транспортную накладную по форме 1-Т. При отсутствии накладной по форме 1-Т существует вероятность споров с налоговыми органами на предмет обоснованности расходов на перевозку груза.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается оформлением и выдачей грузоотправителю транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные, документально подтвержденные и оформленные согласно законодательству РФ затраты, понесенные налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Согласно ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы. Первичным учетным документом, подтверждающим транспортные расходы, является товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - Постановление N 78).
Обязанность составления ТТН по форме 1-Т установлена в п. 1.2 и п. 2 Постановления N 78, согласно которому все юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, должны использовать форму N 1-Т.
Минфин России считает, что затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только при наличии оформленной ТТН по утвержденной форме N 1-Т. Транспортные затраты, если они не подтверждены формой N 1-Т, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются как не соответствующие положениям п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 26.05.2008 N 03-03-06/1/333).
В рассматриваемой ситуации организация заключает договор перевозки со сторонней компанией. В письме Минфина РФ от 17.08.2011 N 03-03-06/1/500 содержится вывод о том, что в случае наличия договора перевозки груза, подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете.
В подобных ситуациях в спорах налогоплательщиков с налоговыми органами суды зачастую встают на сторону налогоплательщиков, не оформивших по различным причинам ТТН по форме N 1-Т. Например, в постановлении от 14.11.2011 N Ф05-11364/11 ФАС Московского округа пришел к выводу, что отсутствие товарно-транспортных накладных по форме N 1-Т не лишает организацию права учесть при исчислении налога на прибыль затраты на оплату транспортно-экспедиционных услуг. Наличие договоров и актов выполненных работ, подтверждающих факт оказания услуг, является достаточным условием для учета расходов в целях налогообложения прибыли. Аналогичный вывод содержится также в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 N 09АП-31539/11.
Тем не менее по данному вопросу имеется и отрицательная для налогоплательщиков судебная практика.
Так, например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 12.12.2006 по делу N А12-29434/05-С60 суд указал, что товарно-транспортные накладные у налогоплательщика отсутствуют; акт погрузочных работ не является документом первичной учетной бухгалтерской документации, в связи с чем стоимость работ не обоснована налогоплательщиком первичными учетными документами.
В постановлении ФАС Поволжского округа от 16.03.2011 N А55-7755/2010 отмечено, что товарно-транспортная накладная по форме 1-Т, подтверждающая факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным документом как для отправителя груза, так и для его получателя. Суд установил, что в материалах дела отсутствуют товарно-транспортные накладные по форме 1-Т, справки для расчетов за выполненные работы (услуги) по форме N ЭСМ-7, поэтому сделал вывод о неправомерности учета налогоплательщиком затрат по перевозке грузов в целях налогообложения прибыли, так как не выполнено условие документального подтверждения расходов, установленное п. 1 ст. 252 НК РФ.
Кроме того, требование об обязательном наличии указанной накладной при заключении договора перевозки содержится также в п. 2 ст. 785 ГК РФ.
Таким образом, во избежание возможных споров с налоговыми органами, в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, следует оформить транспортную накладную, утвержденную постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 и товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т.
При отсутствии формы N 1-Т не исключено, что свою позицию в отношении принятия в целях налогообложения прибыли расходов на перевозку груза придется отстаивать в суде. Источник

Tags: ответе  исходили  ситуации  вашей  организацией  заключаются  договоры  перевозки  менее  нашему  мнению  документальное  оформление  будет  аналогичным  заключении  договоров  транспортной  экспедиции  ваша  компания  выступает  экспедитором  самостоятельно  перевозит  груз  заключает  договор  перевозчиком  несет  затраты  перевозку  рассмотрев  вопрос  пришли  следующему  выводу  оказании  услуг  организации  перевозок  автомобильным  транспортом  подтверждения  расходов  оплату  сторонней  перевозчика  целях  налогообложения  
Яндекс.Метрика